6- http://statica2.obnovlenie.ru/foto/original/2013/11/13/ddb9f273889f18db556fc93dd3202495.jpg

"Чем люди живы": Вьетнам

Как и во всякой азиатской стране, культура и быт во Вьетнаме полны необычных традиций и правил. Некоторые из них давно утратили сакральный смысл даже по понятиям самих местных жителей, иные же соблюдаются неукоснительно. Как живет вьетнамское общество сегодня - читайте далее!

Вьетнам - страна по численности населения весьма значительная: на площади чуть меньше одной Бурятии проживает более 90 миллионов человек. Это значительное число нередко упускают путешественники, удивляющиеся по приезду обилию людей, занятых в торговле, строительстве, транспорте. Любопытно, что ещё в середине XX века этому удивлялся Джозеф Старобин - американский журналист, посетивший Вьетнам в 1953 в числе первых американских журналистов (здесь и далее будут использоваться цитаты из его тенденциозной, но любопытной книги "Вьетнам борется за свободу").

Я встречал тысячи таких людей, с песнями шагающих в ночи. К девяти часам вечера жители деревень, вооружившись кирками и камышовыми корзинами, отправляются чинить дороги, которые днем были разбиты бомбами. До часу ночи эти низкорослые люди работают при свете бамбуковых факелов...

В условиях стремительного роста численности населения (40 лет назад жителей было в два раза меньше) общество неизбежно меняется и омолаживается. Иными словами, Вьетнам - страна молодых; здесь много людей в самом расцвете лет и еще больше юных граждан и совсем детей. Отношение к последним сочетает традиционные для Юго-Восточной Азии доброту и суровость: детьми занимаются оба родителя, детям (как родным, так и чужим) в обязательном порядке вручают подарки по многочисленным знаменательным датам, детей рано приучают к самостоятельности и труду (особенно в провинции), а также выполнению гражданского долга. Последним занимается не только семья, но и Партия. Получается сравнительно успешно, ведь идеологические догмы звучат тем убедительнее, чем выше становятся дети на школьных линейках: за последние лет 20 вьетнамские школьники выросли в среднем сантиметра на 4.

Вообще вьетнамский коммунизм - это не клюква (и даже не рис), это реально работает, правда, в условиях деидеологизации

Серьезных успехов добился вьетнамский народ и в развитии национальной промышленности. Несмотря на тяжелые условия, вызванные тем, что Вьетнам ведет войну, в республике за сравнительно короткий срок были построены текстильные, бумажные и другие предприятия легкой промышленности.

После войны с США многое пришлось строить заново. Тем не менее вьетнамский бронепоезд, в отличие от северокорейского, нормализовал отношения и с Америкой и с соседями и с Францией (к этой стране у вьетов свои счеты ещё со времен колониальных империй). Конечно, споры и даже перестрелки с тем же Китаем из-за газовых метсорождений на шельфе случаются, но ничего похожего на конфликты XX века уже нет. Наконец, Вьетнам вышел на самообеспечение продовольствием - неплохо для страны, где голодали десятилетиями.

С Россией Компартия Вьетнама отношения также всячески стремится развивать: текстиль, оружие, туризм; наконец, буквально день назад прошла информация о возвращении российских моряков в Камрань.
При этом к памяти исторических лидеров в стране относятся с трепетом.

Хо Ши Мин занял столь большое место в сердце своего народа. В нем народ видит собирательный образ всех замечательных представителей национальных и религиозных традиций страны. Странник, отправившийся на поиски правды, Хо Ши Мин вел суровую жизнь аскета, подвергался преследованиям за дело народа. Он вернулся, чтобы служить своему народу.

Иногда Хо Ши Мина называют "дядя Хо", но произносится это обычно с почтением.

Вьетнам - страна многонациональная: власти выделяют 5 десятков народов, склонные к более тонкой оценке эксперты говорят о сотне. Казалось бы, в подобных условиях говорить о среднестатистическом вьетнамце неловко и просто бессмысленно, однако более 85% жителей - это представители вьетской группы мон-кхмерских народов, или просто вьеты и родственные им этнические группы. У многих национальностей есть чрезвычайно интересные обычаи, культурные традиции или просто бытовые мелочи, но чтоб увидеть многих из их, придется преодолеть значительный путь: Вьетнам - это страна гор и рек, что в значительной степени обусловило малый ареал обитания целых народов: некоторые сообщества веками живут в своих долинах или лесных массивах, не слишком тесно сообщаясь с окружающим миром:
- в 200 километрах от Нячанга, на плоскогорье Тэйнгуен живут мнонги: их всего около 100 тысяч, они строят длинные наземные дома или ставят дома на сваях, используют слонов для переправы через озерные и речные пространства, любят на досуге поесть рыбу и пожевать галлюциногенные листочки бетеля, от чего у них чернеют зубы и белки глаз; некоторые из них совершенно не понимают обычных вьетов; недалеко от мнонгов живет народ зе: их всего 30 тысяч, они развешивают гробы на деревьях перед преданием их земле и любят подпиливать своим девушкам зубы;
- в 120 километрах от Ханоя живут мыонги: их более 1 миллиона, причем этом большая часть обитает в городах с поэтическими названиями Мыонгванг, Мыонгтханг и Мыонгдонг; как мнонги, мыонги любят есть рыбу, при этом рыбаки на ощупь определяют наличие икры у пойманных палтусов и щук и отпускают беременных самок обратно в водоём;
- близ Фантьета живут тямы: их чуть больше 100 тысяч, сегодня они верят в Аллаха и строят дома с круглыми окнами, а больше тысячи лет назад они сформировали ядро могущественного государства Тямпа, от которого до наших дней дошли храмы Мишона, в 1969 году едва не уничтоженные американской авиацией, а нынче находящиеся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вот здесь, в этом укрытом районе, в точно такой же хижине, как та, где я нахожусь сейчас, я разговаривал с руководителями Льен-Вьета — Национального фронта, состоящего из различных политических партий, объединения профсоюзов, организаций молодежи, женских и религиозных групп. Именно Льен-Вьет объединяет всех патриотов Вьетнама. Здесь же мне удалось побеседовать с демократами и социалистами, с католиками и буддистами...

В условиях пестроты национального состава не удивляет то обстоятельство, что во Вьетнаме уживается множество верований. И все же для многих туристов оказывается сюрпризом разнообразием учений, практик, течений и сект в стране; особенно удивляет людей число католиков - их 7% от общего числа жителей. Действительно значительных в мировом масштабе религий и философских школ во Вьетнаме не было, но местные пастыри и мудрецы веками накапливали и осмысливали все то, что приходило к ним из Китая, Индии, Таиланда, а позже - Франции, Португалии, Индонезии, Малайзии. Официальная статистика утверждает, что в стране 70 миллионов атеистов; на деле же многие атеисты так или иначе чтят духов предков, духов природы и прочих маленьких, "локальных" божеств. Либерализация политики властей по отношению к религиозным меньшинства непрерывно идет уже четверть века; в наши дни никто не устраивает акты самосожжения и не проводит демонстрации из-за невозможность молиться тому, кому хочется, хотя, если взглянуть объективно, можно отметить некоторую недружелюбность самых разных министерств по отношению к протестантам, адвенистам и прочим баптистам.

Возможно, именно непосредственное, незамысловатое отношение к вере в значительной степени определило манеры современных вьетнамцев. Они много улыбаются, но это далеко не всегда означают радость: скорбь, недоумение, смущенное неодобрение - все это может быть выражено улыбкой.

Десятки молодых людей строили военный склад. Весь день я наблюдал, как юноши и девушки таскали кирпич, камни и цементировали стены пещеры, тянувшейся далеко вглубь горы. Весь день они подносили бамбук и бревна по извилистой дороге, замаскированной ветками, воткнутыми вдоль дороги в землю через каждые несколько футов. А вечером эти молодые люди танцевали... и лица их не переставали улыбаться.

В городах, где с той или иной степенью интенсивности идут глобализации-вестернизации, люди все чаще выражают свои эмоции и общаются на "западный", привычный нам манер, но в провинции действует традиционный этикет, поэтому в обычной вьетнамской деревне вам могут поклониться, вас могут обнять или просто потрогать. Трогайте и вы в ответ, но только не касайтесь головы - суеверные вьетнамцы это не одобрят.

Вьетнамцы - люди работящие. Ленивого или хитренького вьетнамца отыскать нетрудно, и все же каждый житель старается чем-то занять себя.  На улицах городов - хаотическое движение, на рынках - бойкая торговля, на фабриках - перевыполнение плана. Страна живет так, как и должна жить развивающаяся страна, - действуя.

Надо ясно понять одно: окончательное и действенное решение вопроса о Вьетнаме будет определяться теми коренными переменами внутри страны, которые произойдут в результате крушения старого и прогнившего полуфеодального и империалистического режима и роста новых, здоровых, творческих сил, представляемых и руководимых демократической республикой. Старое вьетнамское общество сейчас распадается, и этот процесс нельзя остановить силой оружия.

Конечно, сегодня, в отличие от ситуации шестидесятилетней давности, о распаде или радикальном обновлении общества говорить, по счастью, не приходится, хотя традиции и привычные уклады в крупных городах действительно быстро отмирают. Руководители страны с переменным успехом преодолели проблемы, оказавшиеся фатальными для иных, куда более могущественных стран. Отдельные характерные моменты прежнего времени еще сохраняются: так, в Ханое решение властей запретить критику Компартии в соцсетях критикуют поменьше, в Хошимине - побольше; инфляция то тормозит, то снова разгоняется; исчезнувшие было упоминания о внешних угрозах (мировая буржуазия, злобные империалисты и все такое) нет-нет да всплывают в печати; южане продолжают критически отзываться о северянах, северяне - о южанах, а бедные - о богачах. Последнее в условиях увеличения социального расслоения представляет, пожалуй, наибольшую опасность для всего общества, однако это заботы завтрашнего дня.

Напоследок - несколько строк из старинного вьетнамского стихотворения, быть может, лучше всего описывающих неразрывную историческую ткань, объединяющую все вьетнамское общество:

Проходя мимо пагоды,
я снимаю свою широкополую шляпу,
и с нее стекают капли дождя.
Сколько черепицы на крыше храма,
столько в моем сердце любви к тебе…
Теги: 
13 ноября 2013 г.

Комментарии:

Добавить комментарий