В этом году Атенеум - главное собрание изобразительного искусства в Финляндии - отмечает свое 125-летие. Начавшаяся с 23 полотен, коллекция ныне богаче в тысячу с лишним раз: в запасниках находится 24100 работ финских, русских и зарубежных художников. О наиболее интересных и значимых читайте далее!
Как и во всяком музее, в Атенеуме есть несколько не просто растиражированных, а обладающих поистине культовым статусом полотен. "Обнаженная" Галлен Каллелы, "У проруби" Пекки Халонена, "Похороны ребенка" Эдельфельта, пейзажи импрессионистов - эти и некоторые другие картины конца XIX века не просто являются популярными экспонатами, а являют саму суть финской живописи. Большинство экскурсоводов обращают внимание именно на финских и французских классиков, большинство буклетов повествуют о них же.
Однако в коллекции Атенеума немало полотен других времен. Самые ранние картины датируются серединой XVIII века. Финляндия, находившаяся на периферии политической и культурной жизни Европы, конечно, не могла похвастать богатыми живописными традициями или творческими плеядами. Немногочисленные живописцы в основном подражали художникам Франции, Голландии, Англии, Швеции, перенимали их художественные приемы, заимствовали сюжеты. Среди них наиболее выделяется Исак Ваклин (1720-1758). Его сравнительно короткий творческий путь был связан в первую очередь с Санкт-Петербургом и Стокгольмом, а его наследие состоит из нескольких десятков парадных и традиционных портретов.
Однажды ему позировала Дороти Мария Лош - первая женщина-капитан в королевском флоте Швеции. Звание было церемониальным, но тем не менее статус Дороти был уникален для своего времени.
Ситуация начинает медленно меняться в конце XVIII - начале XIX веков. Пробуждение национального самосознания и формирование национального искусства, конечно, было невозможно без обращения к родному фольклору и родной природе. Первым это подметили не художники, а литераторы, начавшие собирать и записывать традиционные финские предания, песни, поговорки, топонимы и выражения на финском. Кто-то делал это из чисто академического интереса, кто-то - из желания сохранить родную речь: в узком кругу интеллектуалы Финляндии не раз высказывали соображения о том, что рано или поздно финский язык исчезнет под натиском шведской (или - позже - русской) словесности. Одним из первых к пейзажу среди живописцев обратился Нильс Шильмарк (1745-1804). Работавший преимущественно в жанре портрета, он все оставил также несколько полотен с традиционными прибалтийскими ландшафтами (на них обычно изображены окрестности городка Хейнола), выполненными в типичной для своего времени сентиментальной манере.
Ему же кисти принадлежит несколько натюрмортов - редкий в финской живописи того времени жанр.
Аскетичность и простота - вот откуда проистекает знаменитый "скандинавский дизайн" рубежа тысячелетий.
К финской самобытности обращался и Александр Лауреус (1783-1823). Самая знаменитая его работа - портрет собственной жены и детей; однако не меньший интерес представляет и бытовая сценка "Саамы вокруг костра".
В целом работ Лауреуса в Атенеуме хватает, что неудивительно, ведь это самый значимый финский художник начала XIX века. В целом деятели искусств продолжали скорее копировать и подражать, нежели искать что-то свое. Но вскоре после присоединения Финляндии к России положение финского языка улучшилось, а вместе с ним подлинный расцвет начала переживать финская культура. О шедеврах середины XIX века читайте в нашем следующем материале.